30 января 2013 г.

Как научить ребенка разбираться с часами и определять время?

 Время это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий. Для ребенка время всегда связано с чем-то, с каким-то времяпрепровождением, событием. И это время, закладывающееся чрез места, где он был, и через события, происходившие с ним, остается только в его прошлом или же совершится в будущем.

У времени есть два свойства, которые можно понять на примере традиционных часов с циферблатом и электронных часов с четырьмя цифрами. Первое – все возвращается на круги своя и нет ничего нового под солнцем, а циферблат в виде круга – лучшее этому подтверждение. Циферблат позволяет в дальнейшем zegar.jpgлучше понять дроби: четверть часа, половина часа, а также на нем сразу видно и прошлое, и будущее. На электронных же часах мы видим только настоящее, которое неумолимо бежит вперед, а это указывает на второе свойство времени – неповторяемость, т.е. все изменяется.

Ребенку полезно знать обо всех свойствах времени, а значит, иметь представление не только об обычных, но и об электронных часах. Сначала дошкольнику нужно дать начальные понятия о времени, которые в дальнейшем помогут лучше воспринять его как абстрактное понятие. Для этого вы можете выполнить со своим ребенком некоторые упражнения. Например, поговорите с ним о его возрасте, сколько ему было три года назад, сколько будет через 2 года и т.д.; Обсудите его умения раньше, сейчас и в будущем.
Очень важно познакомить ребенка с такими понятиями, как минута, секунда, час. Это лучше сделать с помощью игры, например «что можно сделать за секунду?» - хлопнуть в ладоши или ударить по мячу. Затем поговорите с ним о том, что можно сделать за минуту, за час, за день.

Как научить ребенка разбираться с часами и определять время?

Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у дошкольников наглядно-образное), с трудом оперируют абстактными понятиями. Время относится именно к этой категории — его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее все мы ощущаем его ход.

Как же научить дошкольника определять время? И возможно ли это?

Даже маленькому ребенку необходимо самостоятельно учиться планировать свое время и ориентироваться в нем. Тем не менее, и для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться разбираться с часами. У детей восприятие времени очень субъективно, время ускоряется, проходит быстро — ребенку может казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а на самом деле прошло уже несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его заберут из детского сада или занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут могут показаться несколькими часами.

С чего же начать обучение ребенка определению времени?

Когда ребенок понял, что такое временная последовательность событий, что события и явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена времен года, можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее.
 «Выбросите» минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр и деление времени на, например, четыре, чуть больше четырех, половина пятого, около пяти, пять, чуть больше пяти. Такого грубого дробления времени для ребенка предостаточно, и этому можно учить уже с четырех лет. Пусть на это уйдет ГОД. Не торопитесь с четвертями (четверть и без четверти), не торопитесь с «без пяти», «без десяти» и т.д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе. Не форсируйте события.

Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает -  на картинке изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изображением утреннего подъема. Для начала достаточно будет 4 — 5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах.

Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной — на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в определенное время) и изображения часов как с часовой, так и с минутной стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он встает и ложится спать и т. д.

Пусть сначала время делится на: 
    ровно час,
    чуть больше часа,
    половина второго (или час с половиной),
    около двух,
    два,
    чуть больше двух и так далее.

Обязательно покажите правильное направление движения стрелки. Попросите ребенка покрутить ее в нужном направлении.

Расскажите, что часовая стрелка за час проходит расстояние от одной цифры до другой. Выставьте на циферблате то или иное время (ровно). Попросите ребенка изобразить положение часовой стрелки через час (два, три и т.д.) или наоборот, час назад (два, три и т.д.)

Когда ребенок будет легко называть или выставлять на циферблате «время» в таком упрощенном виде, пришейте на ваш циферблат вторую стрелку – длинную, минутную (стрелки можно сделать разноцветными).

Уточните, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Скажите, что они называются «часовая» и «минутная».

Закрепите эти знания:
    попросите показать, где какая стрелка,
    спрашивайте, какая стрелка короче или длиннее другой.

Объясните, что когда часовая стрелка показывает «ровно» час, два три и так далее, минутная стрелка всегда бывает поднятой вверх, на отметку «12». Попросите ребенка поставить ее в это положение и попробовать покрутить часовую стрелку по кругу, вставив то или иное время «ровно», изображая реальное время, глядя на настоящие часы, или по заранее подготовленным рисункам, или произвольно.

Объясните малышу, что для того, чтобы ориентироваться внутри каждого часа люди придумали минутную стрелку. И за один час эта стрелка проходит целый круг. Спросите ребенка, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина. Если он затрудняется ответить, покажите ему сами.

Затем изобразите на макете часов половину того или иного часа, не забывая переставлять часовую стрелку. Попросите ребенка самостоятельно выполнить подобное задание.
Давайте разные задания, исходя из уже полученных знаний. Изобразите на циферблате то или иное время (ровно или половина какого-нибудь часа). Попросите передвинуть стрелки, чтобы изобразить время, которое будет:
    через полчаса;
    через час и еще полчаса (введите понятие полтора);
    через два (три и т.д.) часа;
    через два с половиной (три с половиной и т.д.)
или было:
    полтора часа назад;
    полчаса назад;
    два (три и т.д.) с половиной часа назад.
Изобразите то или иное время на циферблате, спросите у ребенка:
    сколько времени прошло, если было….
    сколько времени пройдет, если будет….
    сколько времени осталось до….

Напишите около цифр, изображающих количество часов, цифры, изображающие количество минут (они должны быть немного меньше по размеру). Расскажите ребенку, что в каждом часе 60 минут и от одного деления до другого – 5 минут. Покажите ребенку, как изображается стрелками 5, 10, 15 и т.д. минут того или иного часа. Попросите выполнить подобные задания самостоятельно.

Установите стрелки в то или иное положение. Попросите ребенка показать положение стрелок, которое будет:
    через 5 (10, 15, 20, 35 и т.д.) минут;
    через полчаса (не забудьте сказать, что полчаса – это 30 минут, и что полчаса – всегда ровно полкруга);
    через час (два, три и т.д.);
    через полтора часа (два, три с половиной часа назад и т.д.);
    через час и 5 (15, 35 и т.д.) минут.
 которое было:
    5 (10, 15, 25 и т.д.) минут назад;
    полчаса назад;
    час назад (два, три и т.д. часа назад);
    полтора (два, три с половиной и т.д.) часа назад;
    час и 5, 10, 15 и т.д. минут назад.

Познакомьте ребенка с понятием «четверть часа».
После этого покажите ребенку, что каждое деление (от одной цифры до другой) тоже делится - на маленькие деления – по одной минуте. Покажите малышу, как будет выглядеть 6 минут того или иного часа или 18 и т.д. Придумайте упражнения, аналогичные тем, что описаны выше на закрепление новых знаний.

Расскажите ребенку, что если минутная стрелка не дошла до получасовой отметки, принято говорить «столько-то минут такого-то часа (следующего за цифрой, которую только что миновала часовая стрелка)», например, «восемь часов, двенадцать минут» – это то же самое, что «двенадцать минут девятого». Потренируйтесь называть время, изображенное на циферблате, этими обоими способами.

Расскажите малышу также, что принято говорить, если минутная стрелка пересекла получасовую отметку. Потренируйтесь правильно называть время этими двумя способами.

Давайте ребенку задания по установке времени на циферблате, давая задание каждый раз другим способом.
Не забывайте обращать внимание ребенка на время, изображенное на реальных часах.

Просите его сказать, сколько сейчас времени (исходя из полученных на данный момент знаний), изобразить такое же время на игровых часах. Давайте задания типа:
    изобрази стрелками, сколько будет времени, когда пройдет два часа (или любой другой отрезок времени);
    изобрази на циферблате реальное время, сколько пройдет времени, когда на часах будет …
    и т.д.

Составьте вместе с ребенком его распорядок дня. Там, где вы будете писать время, в которое происходит то или иное событие, нарисуйте циферблат с изображнием именно этого времени.

Как оказывается не так трудно научиться и понять, что показывают стрелки на часах, как осознать, что означает протяженность времени. По-настоящему ощутить время дети могут только с возрастом. Задача родителей – помочь им понять этот сложный процесс, но только не нужно торопить их.

Комментариев нет:

Отправить комментарий